vadimbey (bey) wrote,
vadimbey
bey

Икота

Икота-икота, иди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякова...

по ссылке от i_delyagin узнал что эта скороговорка, которой в детстве моя бабушка лечила меня от икоты, имеет самые что нешуточные корни.

Рекомендации (изд. 2-е дополн.) составлены к.м.н. В.В. Медведевой, предназначены для клинических интернов, ординаторов, врачей психиатров и социальных работников. Рецензент: доцент кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и медицинской психологии А.В. Парников.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СПРАВКА.
КЛИНИКА ИНДУЦИРОВАННЫХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ С СИМПТОМОМ ИКОТЫ


В ряде районов Архангельской области до сих пор встречаются архаические формы нервно-психических расстройств или «икотная болезнь», которая периодам получает эпидемическое распространение. Одну из таких эпидемий мы наблюдали в Пинежском районе Архангельской области. В эпидемию были вовлечены работники детских учреждений, школ, больниц, магазинов и т.д. Удалось выяснить, что эпидемическая вспышка икоты возникла после того, как несколько больных во время приступов произнесли фамилии женщин, которые, якобы, «садят икоту». По отношению к этим лицам жители применяли различные репрессивные действия (одну из них они душили, кололи шилом, поджигали дом, и она вынуждена была покинуть свой дом и поменять место жительства). Начались судебные разбирательства. Здесь испокон веков бытовало представление, что «икота говорит» от имени «порчельников» и только кровь «чаки» (лица, способного «садить икоту») может избавить их от болезни. Больные требовали публичной признания и снятия с них болезни, а когда те «отказывались» расправлялись с ними по своему усмотрению.

Больные выкрикивают имена тех людей, которые, якобы, их испортили. Во время приступов они выбалтывают сведения, о которых бы никогда никому не рассказали в обычном состоянии. Иногда приступы «говорухи» проявляются выкрикиванием нецензурных слов (копролалия), эхолалией, эхопраксией. Вокруг больной с приступом «говорухи» всегда собираются другие женщины, страдающие икотой и, настойчиво повторяя вопрос много раз, просят, чтобы было произнесено имя той женщины, которая «садит» икоту. И больные выкрикивают имена. Если имя произнесено, окружающие также настойчиво внушают, чтобы больная расправилась с ней. Больные могут автоматически подчиняться и против своего желания учинять расправу. Также автоматически, «помимо своей воли», набрасываются на окружающих или сокрушают все, что попадет под руку. Во время самого приступа больные на вопросы не отвечают, сознание не изменено, сужено: они помнят разговоры окружающих, автоматически выполняют различные просьбы врача, но помимо своей воли (автоматическая подчиняемость) могут выполнять желания, приказы посторонних людей, о чем после приступа сожалеют (набрасываются драться, громят окружающие предметы, раздеваются, уходят куда-либо)

Первое упоминание в литературе об икоте, одной из форм проявления кликушества на Севере, относится к началу 17 века. Заболевание имеет многовековую историю и своими корнями уходит в глубокую древность» Долгое время эта болезнь рассматривалась как следствие порчи и вселения злого духа. Впервые высказал предположение об икоте как о болезни епископ Архангельский и Холмогорский Вениамин в 1785 г. По летописным преданиям известно, что Север издавна был населен племенами чуди, «чуди наволоцкой» по Нестору, которая относилась к угро-финской языковой группе. До настоящего времени многие населенные пункты сохранили старые чудские названия: Чухченема, Сура, Чакола. У чуди процветало язычество, идолопоклонство. В 10 и 11 веках началась Новгородская колонизация земель Севера. Между новгородскими и чудскими племенами шла длительная борьба. «Чудь белоглазая», как ее называли новгородцы, не хотела ни чужой религии, ни тем более власти новгородцев над собой.

Народы Севера только в 14-16 веках приняли христианскую религию, которая была прогрессивней их старой языческой веры. Однако в отдельных районах Севера язычество удерживалось очень, долго. Так, в 1471 г. Новгородский посадник в своей грамоте называет Суру «поганую», так как это место отличалось крайним невежеством, избытком суеверий у жителей. И даже в 16 веке церковные власти снаряжают одну за другой экспедиции, чтобы в «чудской земле разоряти обычая и крестить некрещеных».

За время реформы в русской православной церкви - середина 17 века, спасались бегством в дремучих лесах Севера староверы, не принявшие реформы и преследуемые правительством. У староверов были распространены знахарства, поверия, суеверия. Расцвет старообрядчества на Севере способствовал сохранению низкого культурного уровня населения.

Во главе раскола стоял Соловецкий монастырь, в молитве которого наряду с другими словами были такие: «...Господи, избавь нас от икоты». В селе Сура находился женский монастырь, в котором призревались лица, страдающие икотой.

Среди наших наблюдений чаще встречается «ревущая форма икоты (63,7%), затем идет «немая» (24,7%) и «говорящая» (11,6%). Все эти формы можно рассматривать и как этапы течения единого заболевания, так как заболевание чаще начинается с «немой» формы, последовательно может сменяться «ревущей» и «говорящей» икотой.

http://www.pravdasevera.ru/?id=11192

К примеру, Ольга, по рассказам, после замужества начала худеть наглазах, таять, есть не хотела и... "кричала". Ее закрыли в леснойизбушке, полностью лишив еды и воды. Пить давали лишь настой местнойтравки, вызывающий сильную рвоту, причем рвотные массы регулярно"инспектировались". В мучениях провела Ольга дня два. Пока наконец изнее не вышло нечто, по свидетельству очевидцев, похожее на чайный гриб.После этого женщина сутки проспала и вновь прежнюю силу почувствовала...

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Orlov/_03dop.php

Сколько можем припомнить, последняя крупная расправа с колдуньей произошла в Тихвинском уезде, Новгородской губернии, в первой половине семидесятых годов прошлого (19 век) столетия . Дело происходило в одной из глухих деревенев уезда. Одинокая старуха бобылка, Аграфена Тихонова, возбудила против себя мрачные подозрения своих однодеревенцев. В деревне обнаружились порченые бабы-кликуши, порча которых приписывалась нелюдимке Аграфене. Возбуждение против нее все более и более росло и назревало, а в один прекрасный день разразилось страшной катастрофой.Толпа мужиков окружила хибарку несчастной старушонки, наглухо заперла дверь и окна а сожгла дом вместе с колдуньей.

http://vaga-land.livejournal.com/359073.html

Вопреки родительскому ожиданию сынок принял отвар с охотой. Но пить ему после этого не давали. Затем взрослые оставили мальчика одного, заперли дом и затаились в сарайчике.Дак ведь недолго и ждали. Прибежала та икотница. Из самой Шулонеми причапала и стала ходить под окнами.Заглядывает в них, а ничего не видно. Предусмотрительная Артемьевнаперед уходом задёрнуть занавески не забыла и подходить к окнам мальчику запретила. «Вот кто виноват, что ваш Ванюша болеет!» - убеждённосказала она стоявшим рядом с ней остолбеневшим супругам (непрошенаягостья оказалась их дальней родственницей).Не удалось ей высмотреть мальца, выблевал он икоту. Когда его целители вернулись к нему, то первым делом стали под койки заглядывать: нет ли где скакуши (лягушки) или мышей белых? Но их не оказалось. Зато блевотины, похожей наскакушин нарос (лягушечью икру), было хоть отбавляй.Увидела Ефросинья Артемьевна, что целебные травы подействовали, обрадовалась и приказала счастливым хозяевам немедля русскую печь затопить. И хотя надворе стояло жаркое лето, те беспрекословно повиновались.Когда огонь заполыхал, Артемьевна веником сгребла блевотину в совковую лопату, что-то пошептала над ней и бросила в пламя. Печку едва не разорвало - такой треск внутри раздался. Лопату с веником в том же огне спалила.

Новенькую, на зависть всем, опекали очень внимательно. Когда её сталовыворачивать, санитарки быстро развернули на тазике стерильную простыню и немедленно вызвали врачей. Те примчались мгновенно, поспешно заслонив собой всё, что происходило вокруг больной. По их столь суетливой предусмотрительности все в палате сразу же поняли, что от них стараются что-то скрыть.
А тем временем несчастную женщину мучили удушливые спазмы. Когда её до конца вытошнило, доктора переглянулись. Не проронивни слова, они быстро накинули края простыни на тазик и, захватив его ссобой, немедленно покинули палату.Медперсонал больницы сделал всё,чтобы сохранить случившееся в тайне. Но в Суре-то знают: в той унесённой врачами простыне ползали белые мыши.

Короче, тут поле непаханное для Стивена Кинга.
Tags: интересно
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments