vadimbey (bey) wrote,
vadimbey
bey

Categories:

ТАПОиЧ. Благая весть.

Вчера встретил старую знакомую, работающую на ТАПОиЧ (Ташкентское Авиационное Производственное Объединение им. Чкалова). Если кто не в курсе - единственный в СССР (СНГ) завод выпускающий военно-транспортный Ил-76 ( выпущено около 900 шт.!), а так-же небольшой пассажирский Ил-114. В годы своего расцвета это был гигант с несколькими территориями, (одна из которых почти в самом центре города), на нем работало около 50 тыс. человек. Завод был союзного подчинения, зарплаты рабочих высших разрядов достигали 800-1000 руб., строились дома для своих сотрудников - очередь на жилплощадь была всего пару лет, масса ведомственных детсадов, подшефных школ, спорт комплексы, огромная загородная зона отдыха "Кристалл" в горах.
После развала СССР некоторое время Завод (так его с большой буквы в Ташкенте и называют) некоторое время "по инерции" работал - был большой контракт с Китаем. Рабочие получали з.п. китайскими пуховиками и прочим товаром, т.к. Китай частично расплачивался бартером. Затем, где-то к 1996, настала задница, как собственно и во всех машиностроительных ПО в Узбекистане.

Из-за несвоевременной выплаты зарплат были две попытки суицида на рабочем месте в этом году. Одна из них произошла в конце июня и закончилась летальным исходом. После того, как одному из лучших бригадиров объединения Раису Кашапову было отказано в материальной помощи, которую он просил на лекарства себе и своему больному сыну, он повесился на задворках одного из цехов предприятия. Коллеги и супруга пострадавшего отмечают, что он был хорошим семьянином, эрудированным и грамотным специалистом.
Другого рабочего Харосова в марте сняли с кран-балки, когда он надевал на себя петлю.


До недавнего времени на Заводе числилось около 10 тыс. человек, но многие - в вынужденном неоплачиваемом отпуске. Большинство спецов уехало в Воронеж на тамошний авиазавод. Вот хороший сайт, наглядно демонстрирующий ситуацию - на примере одного отдела Завода. Данные на 2002 г - на глаз, осталось менее одной пятой коллектива.

Узбекистан долго и безуспешно пытался продать явно не соразмерный и ненужный узбекской экономике завод кому угодно, но покупателя на заявленные цены не находилось. Последняя попытка провалилась в начале этого года.

ТЕНДЕР ПО ПРОДАЖЕ АКЦИЙ ТАШКЕНТСКОГО АВИАЗАВОДА ПРИЗНАН НЕСОСТОЯВШИМСЯ ИЗ-ЗА ОТСУТСТВИЯ ИНТЕРЕСА СО СТОРОНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ

Единственный реальный клиент - Россия АК Илюшина и создающаяся ОАК (объединенная Авиа Корпорация) - считал что не должен участвовать в тендере на правах рядового претендента, т.к. уже вложились в советские времена в постройку завода выше-крыши. Узбекская сторона же завышала стоимость фондов(до 600 млн. долларов) и требовала выкупать акции.

Создавалась классическая ситуация "собака на сене".
После известных событий, лед таки тронулся.

Кроме того, как сообщил Б.Алешин, на заседании российско-узбекской межправительственной комиссии, узбекское ГАО "ТАПОиЧ" может войти в состав создаваемой в России объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). "Сейчас готовится указ об объединенной авиастроительной корпорации, и "ТАПОиЧ" важно найти в ней свое место, необходимо создать группу для дальнейший переговоров в этом вопросе", сказал Б.Алешин. По его словам, данное решение позволило бы сторонам выйти "на создание стратегического альянса… в этой ситуации все партнерские отношения перейдут в деловые". "Мы предлагаем посмотреть на более стратегические вопросы - на конвертацию акций "ТАПОиЧ" в акции ОАК", сказал Б. Алешин. Он отметил, что для решения данного вопроса необходимо в первую очередь решить вопросы оценки ташкентского авиазавода "в системе общих координат".

По словам моей знакомой, уже есть контракт на 38 Ил-76 для Китая, и 30 Ил-114 для России. Для того что-бы запустить давно стоящую "машину" из России должны прислать 2 тыс. специалистов, скорее всего тех-же бывших "чкаловцев" из Воронежа. Из-за нехватки кадров возобновили распределение, как в СССР! Выпускники Авиационного обязаны отработать свой диплом на Заводе.
Повышают зарплаты рабочим, пока на 20%, после Нового Года еще на 30%. Знакомая вздыхает - учитывая что "стартовые" з.п. около 50-70 долларов, это негусто. Обидно, что хорошо получать будут те кто уехал и вернется как "иностранный спец", а те кто оставался на заводе все эти годы ---

Такие дела.

PS: еще несколько ссылок по сабжу, из старых газет.

http://www.avia.ru/press/2005/mar/2mar-2.shtml
http://www.avia.ru/press/2002/feb/6feb-2.shtml
http://www.aviaport.ru/news/2001/10/11/17893.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments