Кроме того СССР считал, что "Советское правительство не считало нужным это сделать, во первых по тому, что присоединилось к Гаагской конференции, содержащей все важнейшие положения, что и Женевская" Молотов[1]. И действительно женева мало что добавляла на самом деле. Просто соблюдения Гаагской конференции уже более чем достаточно.
Плюс к этому, опирались на фактически существующее и работающее весь 19-й век, прецендентное право. Принцип аналогичного отношения, как к твоим пленным относятся в странах-противниках.
До войны контакты с МККК носили эпизодических характер, что во многом объяснялось признанием советского Красного Креста де-факто в 1921 и лишь к 1928 де-юре. Руководство СССР крайне настороженно относилось к специальным действиям МККК по недопущению к участию в обсуждениях советской делегации. Скажем в данный момент конфликт с Швецарией, отношения приостановлены на полгода. И естественно же, именно в Швецарии созывают конгресс МККК. Призывы провести в другом месте или хоть на месяц отложить или найти какой-нибудь компромис... Все это доблестно игнорируют, даже зачастую не вступая в переписку.[2]
По этом в условиях начавшейся войны отношения с МККК пришлось строить почти с нуля. 8 и 23 июля МККК заявил о готовности к обмену сведениями обоих враждующих сторон и создал для этой цели отделение в Анкаре.
В ответ на запрос шведского правительства в памятной записке наркома ин. дел СССР от 17 июля, циркулярной ноте №3 от 8 августа 1941 было заявлено о том, что "правительство Союза ССР будет соблюдать общеизвестные международные договоры, касающиеся права войны"[3]
24 июля 41 СССР опубликовал "положение о центральном справочном бюро при исполкоме союза общест КК и Красного полумесяца".
"27 июня 41 нарком иностранных дел В.М.Молотов от имени Советского правительства заявил о согласии с предложением "Международного комитета Красного Креста относительно представления сведений о военнопленных, если такие же сведения будут предоставлены воюющими с советским государством странами"[3]
А августе СССР передает первый список германских пленных. Ответа от Германии не последовало.
МККК де-факто ничего не делает для посредничества, спускает на тормозах протест 5 июля о бомбежке госпиталей... "МККК уклонился от публичной оценки и расследования этих случаев, хотя это было прямым нарушением женевских конвенций". (еще 1-го, от 6 июля 1906, к которой СССР присоединился в 1926 [4 стр.151]) Передача же просто текста протеста германской стороне, осуществленная МККК, в СССР принимают за утонченное издевательство. А когда МККК занимает осуждающую позицию по поводу неприятия предложения СССР германской стороны о возможности размещения германских госпитальных судов в Ледовитом океане и Балтийском море... После этого СССР не то что замораживает отношения с МККК но и не инициирует. Тех это и устраивает.
По этому СССР перестает возлагать хоть какие-то надежды на МККК и переходит к другой стратегии. Переодически публикуя широковещательные заявления, вроде ноты комисара ин.дел от 26 ноября 41-го, что руководствуется "... в отношении содержания в военнопленных международным правом м в частности Гаагской конференцией 1907г, признанной как Советским Союзом так и Германией", СССР основной упор делает на попытки прямых контактов КК сторон. С Германией этого не удается, но огромный прогресс получается с Румынией и Венгрией.
Так с января 43-го делается попытка наладить для военнопленных переписку. У меня пока нет достоверных цифр сколько писем пришло от советских военнопленных. Но от венгерских и румынских "с января 43 по декабрь 44 было отправлено 23534 письма и получено из-за границы 10914". Так как все переговоры СССР вел с позиций взаимности, то где-то такой же порядок писем стоит ожидать и от советских пленных. Обменивались с ними и списками пленных, хоть и эти обмены были очень не частыми и не отражали полноты картины. Мало? Возможно. Но и это был прорыв, и его было очень и очень трудно добиться. Были достигнуты и гарантии от Венгерской и Румынской сторон по вопросам содержания пленных.
С Германией, из-за полнейшего ее нежелания и саботирущей роли МККК этого сделать не удалось.
Собственно говоря вся эта история показывает то, что сами по себе конвенции и их подписание ничего не защищают. Гораздо большее значение имеет то, собирается ли одна из сторон их соблюдать и договариваться. И это относится не только к Германии. США подписали все что возможно. Это не уберегло их от сильных потерь среди плененных японцами.[5] А уж то, что японцы творили в Китае, который тоже был подписантом ряда конвенций, я о этом и вовсе помолчу.
Поэтому все попытки возложить вину за погибших советских пленных на СССР являются просто перекладыванием с больной головы на здоровую.
[1] Ржешевский О.А. Война и дипломатия. Документы, комментарии. М. 1997
[2]Документы внешней политики СССР, том 6
[3] Попов А.Б. Пленные большой войны: иностранные военнопленные в СССР в 1941-1945 гг.- Ростов н/Д: Из-во Ростовского университета.
[4]Документы внешней политики СССР, том 7 [5] http://www1.va.gov/vetdata/docs/POWCY04Final4-7-05forweb.doc
от